Чек лист (англ. Check list — контрольный список) — это перечень контрольных вопросов/заданий/критериев, с помощью которых становится понятной последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. Отмечая пункты списка, можно увидеть прогресс состояния/корректности выполнения этой работы.
Смысл чек-листа — не допустить ошибку, избежать форс-мажора и нервотрёпки, "достать всю рутину из головы" и переложить её на бумагу :)))
Смысл чек-листа — не допустить ошибку, избежать форс-мажора и нервотрёпки, "достать всю рутину из головы" и переложить её на бумагу :)))
Давайте подумаем, в каких сферах может помощь чек-лист учителю математики и/или классному руководителю?
Немного теории.
Несмотря на кажущуюся простоту идеи, исследования показывают, что внедрение чек-листа дает ощутимый эффект в таких областях человеческой деятельности, как медицина, авиация, бизнес, финансы, действия при чрезвычайных происшествиях и многие другие.
Принципы составления рабочих чек-листов подробнейшим образом описал Атул Гаванде, известный американский эксперт в области оптимизации здравоохранения. В своей книге «Чек-лист: Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям» он рассказывает о появлении этого инструмента и его влиянии на сокращение ошибок у врачей и пилотов (выступление Атула Гаванде на конференции TED "Как исцелить медицину?").
"Несовершенство человеческой памяти приводит к эффекту «все или ничего» - если человек пропустит хоть один ключевой момент, все предпринятые усилия пойдут насмарку.
...Также сложность представляет ситуация, когда люди помнят о том, что нужно совершить, но не делают этого, вследствие того что считают не имеющим значения.
...Внедрение чек-листа способно решить все эти проблемы, так как его применение предполагает строгую дисциплину, упрощает проверку и заставляет придерживаться плана выполнения всех необходимых шагов."
Однако важно понимать, в каких случаях чек-листы полезны, а в каких — нет.
В своей книге Атул Гаванде выделяет три типа проблем:
- Простые.
Например, приготовление пирога. В этом случае достаточно один раз освоить порядок действий, чтобы оно получалось в дальнейшем. - Сложные.
Например, запуск ракеты на Луну. Когда требуется много узкоспециализированных специалистов, часто возникают неожиданные трудности. Сложную задачу можно разбить на несколько мелких, но итоговый чек-лист, в отличии от простой задачи, скорее всего будет отсутствовать. - Сверхсложные. Например воспитание ребенка. Каждый ребенок уникален, поэтому к разным детям нужны разные подходы, и что хорошо для одного, не годится для другого.
Однако для решения промежуточных задач у сложных проблем чек-листы также могут быть эффективны.
Каким должен быть чек-лист, чтобы его применение принесло положительные результаты?
Атул Гаванде выделяет следующие критерии, которым должен удовлетворять хороший чек-лист:
- Необходимо, чтобы чек-лист был точным, простым и кратким. Нельзя допускать расплывчатых формулировок.
- Для составления чек-листа желательно привлекать обучаемого, который непосредственно задействован в операциях, для которых составляются чек-листы (см. статью "Чек-лист – новая технология в воспитании детей").
- Не стоит пытаться перечислить в чек-листе все. Нужно указывать только наиболее важные действия, которые может пропустить даже опытный профессионал.
- Не рекомендуется делать чек-лист длинным. Лучше, если он будет помещаться на одной странице.
- Для выделения текста лучше использовать прописные и строчные буквы, а не различные цвета, что может привести к отвлечению внимания.
- Также чек-лист крайне желательно испытать в реальной обстановке, для того чтобы выявить слабые места и затем его доработать.
К сожалению, примеров использования на этой технологии на уроках я не нашла. Но в целом, ее активно используют в образовании.
Примеры:
Я думаю, каждый из вас может найти применение этой технологии в своей деятельности.
- Чек-лист "Собираемся в школу" (полезно выдать детям или родителям перед началом учебного года).
- Чек-лист "Домашняя аптечка" (дать детям, чтобы проверили вместе с родителям домашнюю аптечку).
- Чек-лист "Ученик во время конференции".
- Чек-лист "В дорогу"
- Чек-лист "Оценка эффективности проведенного урока"
- Чек-листы по занятиям с детьми с рождения до 5 лет (просто попалось на глаза :)))
Как видно из примеров, чек-лист чаще всего используется не на самих уроках, а для решения сторонних, но важных в образовании ребенка, проблем.
Я думаю, каждый из вас может найти применение этой технологии в своей деятельности.
Желаю всем летом творческого и интересного лета!
- Статья "Чек-лист как инструмент организации процессов"
- Сайт "Чек-листы"
- Статья "Скачать чек-листы на все случаи жизни"
Комментариев нет:
Отправить комментарий