Страницы

Поставь галочку - проверь себя или кратко о чек-листах

Чек лист (англ. Check list — контрольный список) — это перечень контрольных вопросов/заданий/критериев, с помощью которых становится понятной последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. Отмечая пункты списка, можно увидеть прогресс состояния/корректности выполнения этой работы.
Смысл чек-листа — не допустить ошибку, избежать форс-мажора и нервотрёпки, "достать всю рутину из головы" и переложить её на бумагу :)))
Давайте подумаем, в каких сферах может помощь чек-лист учителю математики и/или классному руководителю?

Немного теории.
Несмотря на кажущуюся простоту идеи, исследования показывают, что внедрение чек-листа дает ощутимый эффект в таких областях человеческой деятельности, как медицина, авиация, бизнес, финансы, действия при чрезвычайных происшествиях и многие другие.

Принципы составления рабочих чек-листов подробнейшим образом описал Атул Гаванде, известный американский эксперт в области оптимизации здравоохранения. В своей книге «Чек-лист: Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям» он рассказывает о появлении этого инструмента и его влиянии на сокращение ошибок у врачей и пилотов (выступление Атула Гаванде на конференции TED "Как исцелить медицину?").


"Несовершенство человеческой памяти приводит к эффекту «все или ничего» - если человек пропустит хоть один ключевой момент, все предпринятые усилия пойдут насмарку.
...Также сложность представляет ситуация, когда люди помнят о том, что нужно совершить, но не делают этого, вследствие того что считают не имеющим значения.
...Внедрение чек-листа способно решить все эти проблемы, так как его применение предполагает строгую дисциплину, упрощает проверку и заставляет придерживаться плана выполнения всех необходимых шагов."

Однако важно понимать, в каких случаях чек-листы полезны, а в каких  нет.
В своей книге Атул Гаванде выделяет три типа проблем:
  1. Простые.
    Например, приготовление пирога. В этом случае достаточно один раз освоить порядок действий, чтобы оно получалось в дальнейшем.
  2. Сложные.
    Например, запуск ракеты на Луну. Когда требуется много узкоспециализированных специалистов, часто возникают неожиданные трудности. Сложную задачу можно разбить на несколько мелких, но итоговый чек-лист, в отличии от простой задачи, скорее всего будет отсутствовать.
  3. Сверхсложные. Например воспитание ребенка. Каждый ребенок уникален, поэтому к разным детям нужны разные подходы, и что хорошо для одного, не годится для другого.
Атул Гаванде отмечает, что чек-лист наиболее эффективен в решении простых проблем.
Однако для решения промежуточных задач у сложных проблем чек-листы также могут быть эффективны.


Каким должен быть чек-лист, чтобы его применение принесло положительные результаты?
Атул Гаванде выделяет следующие критерии, которым должен удовлетворять хороший чек-лист:
  • Необходимо, чтобы чек-лист был точным, простым и кратким. Нельзя допускать расплывчатых формулировок.
  • Для составления чек-листа желательно привлекать обучаемого, который непосредственно задействован в операциях, для которых составляются чек-листы (см. статью "Чек-лист – новая технология в воспитании детей").
  • Не стоит пытаться перечислить в чек-листе все. Нужно указывать только наиболее важные действия, которые может пропустить даже опытный профессионал.
  • Не рекомендуется делать чек-лист длинным. Лучше, если он будет помещаться на одной странице.
  • Для выделения текста лучше использовать прописные и строчные буквы, а не различные цвета, что может привести к отвлечению внимания.
  • Также чек-лист крайне желательно испытать в реальной обстановке, для того чтобы выявить слабые места и затем его доработать.

Из выше изложенного видно, что технология чек-листов безусловна очень интересная и практичная.
К сожалению, примеров использования на этой технологии на уроках я не нашла. Но в целом, ее активно используют в образовании.

Примеры:
  1. Чек-лист "Собираемся в школу" (полезно выдать детям или родителям перед началом учебного года).
  2. Чек-лист "Домашняя аптечка" (дать детям, чтобы проверили вместе с родителям домашнюю аптечку).
  3. Чек-лист "Ученик во время конференции".
  4. Чек-лист "В дорогу"
Как видно из примеров, чек-лист чаще всего используется не на самих уроках, а для решения сторонних, но важных в образовании ребенка, проблем.

Я думаю, каждый из вас может найти применение этой технологии в своей деятельности.


Желаю всем летом творческого и интересного лета! 

Что еще есть по теме:
  1. Статья "Чек-лист как инструмент организации процессов"
  2. Сайт "Чек-листы"
  3. Статья "Скачать чек-листы на все случаи жизни"